Наверняка каждый из нас любовался тонкой работой мастеров, разглядывая узоры на стенах мечетей. Исламский канонический запрет на изображение живых существ дал толчок развитию таких направлений, как архитектура, каллиграфия и орнамент.
Эти виды искусства отказались от формы предмета, сосредоточившись на его сути, его предназначении. Об одном из них, о геометрическом орнаменте, мы поговорили с художником из Санкт-Петербурга Радженом Асто. Вот уже десять лет он изучает искусство исламской геометрии и творит в этом направлении.
– Добрый день, Раджен. Расскажите историю возникновения этого вида искусства.
– Как и в математике, в области геометрического орнамента исламская цивилизация наследовала античной традиции. Самые ранние образцы исламского геометрического украшения не отличались от современных им византийских, римских или персидских образцов. Пример тому – решётки на окнах Большоймечети Омейядов в Дамаске, датированные восьмым веком.
В последующие три столетия исламское геометрическое искусство стремительно развивалось. Чаще всего этими узорами украшали архитектурные строения и рукописи. К одиннадцатому веку исламский орнамент уже навсегда отделился от античных корней, перерос свою декоративную природу и стал самодостаточным искусством. В этом уникальность и отличие исламской геометрии от орнаментальных традиций других культур и эпох.
На мой взгляд, это система, в которой есть всё для того, чтобы создавать полноценные произведения искусства. В разные эпохи в состав исламской геометрии входили, помимо орнамента, геометризованная эпиграфика и трёхмерные своды мукарнас. Это те самые углубления, которые мы видим на сводах некоторых мечетей.
– Подобное я не раз видела в михрабе, в той нише на стене мечети, где имам читает намаз и которая указывает направление на Мекку.
– За последующие столетия древо этой традиции разрослось на самобытные ответвления, не похожие друг на друга. Я думаю, даже неопытный наблюдатель заметит отличие Персидского орнамента «гирих» и Магрибско-Андалузской плитки «зеллидж». Со временем каждая из ветвей разделилась на множество внутренних стилей и школ.
– Насколько я понимаю, местные художественные традиции объединялись с классическими образцами исламского искусства, в итоге чего и появилось всё разнообразие его форм. Есть ли в исламской геометрии скрытые послания, утверждения, назидания или же это просто декор?
– О семантике исламского искусства написаны тонны книг, это тема отдельного разговора. Что касается геометрического орнамента, у нас нет оснований считать, что он был насыщен каким-то особым символическим содержанием. Некоторые современные исследователи сходятся во мнении, что для средневекового исламского искусства «красота» была самодостаточной категорией. Она не требовала оправдания через другие категории, такие как добро, праведность, совершенство, гармония. Мне близко это мнение. К тому же для исламского искусства в принципе не характерно видеть символы в физических объектах, наделять их чем-то. В этом проявилось не только сознательное стремление избежать греха многобожия, но и особенности менталитета средневековой исламской цивилизации.
Однако независимо от того, наделяем мы объект искусства символическим содержанием или нет, он несёт некое послание, которое может быть получено не на уровне рационального ума. Воздействие искусства на энергетическом и информационном уровне активно обсуждалось средневековыми учёными на Востоке. Исследования воздействия различных музыкальных ладов и ритмов на эмоции человека составляют существенную часть средневековых восточных трактатов о музыке. До нас не дошли подобные рассуждения о воздействии геометрических модусов, но для меня это воздействие очевидно. У меня есть много наблюдений на эту тему, и, возможно, однажды я обобщу и поделюсь ими.
– Как удавалось строить такие сложные композиции и с удивительной точностью переносить их на стены, потолки мечетей? Какими расчётами и приборами пользовались старые мастера? Можно ли говорить о высоком уровне развития математики и геометрии в тех странах, где развивался этот вид искусства?
– Трудно переоценить роль исламской цивилизации в сохранении античного математического наследия. Европейские учёные Нового времени познакомились с античными трактатами именно через арабские переводы, благодаря им греческая наука не была навсегда утрачена. Ведь известно, что в Средние века на Западе античные «языческие» сочинения уничтожались.
В основе исламской геометрии лежат природные закономерности двухмерного пространства. Открытие этих законов скрыто во тьме веков. Ещё античные геометры стремились свести к минимуму набор геометрических инструментов. Опытным путём они пришли к выводу, что для сложных геометрических операций, например для построения правильных многоугольников, разделения окружностей, углов и прямых на равные части, необходимо лишь два инструмента: циркуль и линейка. Причём линейка используется не для измерений, а только как инструмент для рисования прямых. Используя только циркуль и линейку, греки открыли множество хитроумных решений и методов.
Исламские геометры унаследовали эти методы и впоследствии значительно обогатили их. До нас дошли трактаты средневековых исламских учёных. Среди них – работа персидского учёного одиннадцатого века Абу-ль-Уафа Аль-Бузджани «Что необходимо ремесленнику из геометрических построений». Автор описывает построения различных фигур при помощи циркуля с постоянным раствором.
Сегодня сложно сказать, что было первично: научные открытия или художественная практика. Я думаю, что порой открытия в геометрии стимулировали усложнение художественных форм, а иногда, наоборот, математические трактаты появлялись в попытке обобщить уже существующий архитекторский и ремесленный опыт.
– Продолжает ли исламский геометрический узор развиваться? Есть ли современные выдающиеся мастера и школы? Если да, то в каких странах они находятся?
– В восемнадцатом-девятнадцатом веках этот вид искусства был практически забыт даже в исламских странах. Причин тому много, основная – влияние западной культуры. Старые традиционные формы архитектуры (которые и служили основными носителями исламского орнамента) уступали место универсальным западным формам, более подходившим новому образу жизни и требованиям быта. В отличие от других областей исламского искусства, современная исламская геометрия утратила преемственную связь с мастерами прошлого. Этого не произошло, например, в каллиграфии.
Среди всех областей исламского искусства исламская геометрия сегодня изучена меньше всего. Это касается даже тех стран, в которых в двадцатом веке были предприняты значительные усилия по возрождению традиционных форм архитектуры и ремесла, таких как Иран или Марокко. Теоретические и практические успехи в этой области связаны с работой отдельных увлечённых личностей, раскиданных по всему миру: исследователей, художников, дизайнеров и архитекторов. Я рад возможности контактировать со многими из них через Интернет.
– Куда может обратиться человек, желающий изучать этот вид искусства?
– Я могу посоветовать наше сообщество в социальных сетях: «Islamic Geometric Art». Это единственный известный мне крупный ресурс в русскоязычном Интернете, посвящённый исламской геометрии.
Латифе Джан