21
Сб,
дек

һижри

Томас Клири: зачем немусульманам знать Коран?

Разное
Объявление

Коран, без сомнения, - это книга, имеющая огромную важность даже для немусульман. Причем сегодня куда большую, чем когда-либо в человеческой истории.

Например, один из аспектов Ислама, который плохо раскрыт и к которому редко апеллирует постхристианское секулярное сознание, - это гармоничное сочетание веры и разума. От мусульман не требуется верить во что-то необъяснимое. Скорее, их религия предлагает интеллектуальную веру, которая питается наблюдениями, размышлениями и созерцанием окружающего мира, начиная с простой природы и заканчивая далеким космосом. Соответственно, антагонизм между религией и наукой, который так понятен и привычен для западного человека, чужд Корану. 

Эта связь между верой и разумом вдохновила исламскую цивилизацию на поглощение огромных массивов знаний и информации. В Средние века мусульмане оживили полезные науки, в том числе то, что было заложено еще народами Античности. И в результате этого интеллектуального процесса в конечном итоге выиграла Европа. Исламский мир напитал ее тем, что легло в основу эпохи Возрождения.

Однако когда Европа встала на ноги собственной культур, Ислам был изгнан. Правда европейское сознание дорого заплатило за это – христианская Церковь оказалась неспособна предложить идею неделимости священного и мирского, что всегда было характерно для мусульманского мира. На этой идее, имеющей колоссальную важность, строилась способность последнего содействовать развитию естественных наук и абстрактного искусства, также как философии и социальных наук.

Результат произошедшего в Европе, оказался болезненным. Злополучный разрыв между наукой и религией коснулся сегодня не только христианского мира. Его последствия отрицательно повлияли на весь мир.

На постхристианском Западе думающие люди, включая ученых, в который раз сегодня ищут решение запутанной проблемы, созданной разводом Христианства и науки много веков назад. Коран же предлагает реальный метод, который полностью охватывает процесс поиска знаний и дает понимание того, что является сущностью науки. В то же время, и в самом деле по тем же причинам, он несет в себе трепет, смирение, уважение и совесть, без которых «Человек преступает границы дозволенного, когда ему кажется, что он ни в чем не нуждается» (Коран, 96: 6-7).

Даже для сугубо светского западного человека, даже не беря в расчет какие-либо религиозные идеи и верования, в чтении Корана могут быть обнаружены несомненные преимущества. Причем сразу же.

Прежде всего, надо понимать силу святости и жизненной важности Корана для примерно одной пятой человечества. Ответственный гражданин мира вряд ли может надеяться на то, что когда-либо будет выработан рациональный и зрелый общечеловеческий договор, если не учитывать послание Корана и его значение для мусульманского сообщества.  

С падением коммунизма для многих было совершенно очевидным, что глобальный мир, международный порядок, самоопределение масс не могут быть достигнуты без интеллектуального усилия и уважения к Исламу и неотъемлемому праву мусульман жить, согласно их религии. К сожалению, потом эта мысль, казавшаяся общим местом, оказалась под сомнением.

Второй, если так можно выразиться, бонус чтения Корана – это то, что это является ключевым шагом к диалогу и взаимопониманию с миллионами людей. Без этого мир на планете вряд ли достижим. 

Также для немусульман польза в чтении Корана заключается в том, что он дает легкую возможность выявить и развенчать стереотипы об Исламе, укоренившиеся в западном сознании. Информация, представленная в фундаментальном источнике, имеет важнейшее значение в деле научного различия между реальностью, фактом и чьим-либо мнением о нем. Это упражнение также позволяет нам понять искаженную картину мира, рождающую предрассудки.

Таким образом, обратившись к первоисточнику, мы станем куда более восприимчивы к настоящему знанию и освоению методов его возможного применения для блага всего человечества.

 

 

 

Доктор Томас Клири, религиовед, писатель,

переводчик фундаментальных религиозных источников Буддизма,

Даосизма, Ислама (США, Гарвардский университет)

Поделиться: