"Особые потребности"
Передают со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что одна женщина, которая была немного психически больна, сказала:
«О посланник Аллаха, я нуждаюсь в твоём [совете]». Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О мать такого-то, [выбирай] любую дорогу, какую захочешь, и я сделаю то, что тебе нужно». После этого он уединился с ней на одной из дорог, и она [получила то], в чём нуждалась (Муслим).
Конечно же, это доказательство терпеливости, смирения и снисходительности Пророка к людям с особыми потребностями. Этот хадис также служит законным доказательством того, что правитель обязан заботиться о немощных и больных, способствовать тому, чтобы они получали социальную, материальную и психологическую поддержку, идти навстречу их нуждам и исполнять их просьбы.
Забота о них заключается в том, чтобы обеспечивать имрегулярные медицинские осмотры и лечение, соответствующее образование ипрофессиональную подготовку,помощь сотрудников социальных служб и многое другое.
Тем же путем милосердия, что и Пророк, следовал Умар ибн Абдулазиз (да будет доволен им Аллах), приказавший правителям провинций прислать ему имена слепых, увечных, неизлечимо больных, которые не в состоянии сами совершать намаз. После этого он приказал приставить к каждому слепому человека, который помогал бы ему передвигаться и присматривал за ним, а также одного человека на двух хронических больных, чтобы он обслуживал их нужды (Ибн аль-Джаузи).
По тем же стопам пошел и халиф из династии Омейядов аль-Уалид ибн Абдул-Малик (да смилостивится над ним Аллах). Именно ему принадлежит идея создания попечительных заведений для инвалидов. В 88 году хиджры (707 году н.э.) по его приказу было создано общество по присмотру за инвалидами и слабоумными. Работавшие в нем врачи и прислуга получали за свой труд фиксированную плату. Кроме того, он назначил инвалидам пенсии, приказав им не попрошайничать на улице. И им хватало денег на то, чтобы не просить милостыню у людей. Кроме того, он нанял слуг инвалидам, увечным и слепым (Ибн Касир, ат-Табари).
Однажды с Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) произошел такой случай. Он сидел в обществе благородных и знатных людей, пытаясь призвать их к исламу, когда к нему пришел слепой человек по имени Абдулла ибн Умм Мактум (да будет доволен им Аллах), чтобы задать Пророку какой-то вопрос, связанный с шариатом. Увидев его, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) нахмурился. Хотя слепой не мог видеть недовольство, отразившееся на его лице, Аллах упрекнул Своего Посланника за это, ниспослав ему следующий аят:
«Он нахмурился и отвернулся, потому что к нему подошел слепой. Откуда тебе знать? Возможно, он бы очистился или помянул бы наставление, и поминание принесло бы ему пользу» (Коран, 80:1-4).
После этого Пророк всегда встречал слепца с доброжелательной улыбкой и говорил ему:
«Приветствую тебя, о человек, из-за которого мой Господь упрекнул меня!» (Аль-Куртуби).
О милосердии нашего любимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) к калекам и инвалидам, его снисходительности и терпимости к слабоумным свидетельствуют события битвы при Ухуде (шаууаль, 3 год хиджры/апрель 624 года).
Сообщается, что когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во главе своего войска направился к горе Ухуд, намереваясь пройти рядом с имением одного слепого лицемера, тот нанес ему оскорбление. Слепец взял горсть земли и надменно сказал Пророку: «Клянусь Аллахом, если бы я был уверен, что это не причинит вреда никому, кроме тебя, я бы бросил это тебе в лицо». Сподвижники Пророка были готовы убить слепца, но Пророк их остановил: «Оставьте его», сказал он (Ибн Касир).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не воспользовался слабостью слепого человека и не причинил ему вреда, хотя мусульмане отправлялись на войну, ситуация была критической, и нервы у всех были на пределе. Несмотря на это, когда слепой лицемер преградил им путь и оскорбил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), тот простил его, так как мусульманским воинам, а тем более Пророку, не подобает нападать на инвалидов и увечных. Он предпочитал относиться к ним добросердечно, сочувствовать их участи и молить Аллаха об их исцелении.
Духовно - просветительский портал«ummet.kz»