Наше первое соприкосновение с Исламом происходит сразу после рождения.
В семейном альбоме почти каждой мусульманской семьи есть фотографии, запечатлевшие особый памятный день – «балаға ат қою» – день «имянаречения», наречения именем. Это и есть наше первое соприкосновение с обрядами Ислама.
По сложившейся традиции обряд наречения именем проводят, как правило, дома. Поздравления близких и родственников, щедрый стол, чтение молитв… Но сердцевиной всего действа считается момент, когда мулла читает над ребенком особые молитвенные формулы - азан и икамат, а затем трижды шепчет малышу в ухо выбранное для него имя. Вот почему иногда обряд имянаречения так и называют «балаға азан шақыру» – «азан над ребенком». Каждый, кто сызмальства воспитывался в традициях Ислама не может слушать этот первый азан в жизни маленького человечка без какого-то внутреннего волнения и особого благоговения.
Теперь посмотрим на историю нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), как именно он выбирал имена для детей.
Однажды нашему любимому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) сообщили радостную весть о рождении сына. Родился его любимое дитя, единственный сын Ибрахим. «Этой ночью у меня родился сын. Я дал ему имя моего праотца Ибрахима», — сказал наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Поистине, ребенок — одно из лучших благ, дарованных Аллахом. Посланник Аллаха недаром сказал: «Я дал ему имя моего праотца Ибрахима». Несомненно, все истинные пророки прошлого являются посланниками Аллаха.
Одна из главных основ имана — вера во всех истинных посланников Аллаха, во всех пророков. Ибрахим (мир ему) — один из великих пророков, прозванных Улюль-Азм. В Коране говорится «народ вашего отца Ибрахима, последователи религии Ибрахима»;. На всех истинных пророков и посланников Аллаха была возложена задача донести человечеству, всем людям, религию Аллаха, передать им божественное откровение, призвать их к таухиду, вере в единственность Аллаха. Наш Пророк дал своему появившемуся на свет ребенку имя одного из пророков — Ибрахима.
Конечно же, имя для человека имеет большое значение. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дал имя своему ребенку в тот же день после его рождения. Имя ребенку нужно дать в течение семи дней. На третий день после его рождения или же не позднее семи дней, мы обязаны дать ребенку имя. Одна из обязанностей отца перед своим ребенком — выбрать ему красивое имя. После имянаречения своих родившихся детей наш Пророк произносил им на правое ухо азан, а на левое ухо — икамат. Затем три раза повторял его имя и потом произносил дуа. Кроме того, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) резал акика-курбан на седьмой день после рождения ребенка.
Он говорил, что акика-курбан подобен залогу за младенца. Принесение акика-курбана имеет большое значение, и за него полагается большой саваб. Наш Пророк соблюдал эту сунну. У кого есть возможности, приносят в жертву овцу или барана в качестве благодарности Аллаху за рождение ребенка. Можно и побольше. А еще наш Пророк брил ребенку голову и раздавал столько серебра, сколько весят сбритые волосы младенца. Те, у кого есть достаточно средств, могут соблюдать и эту сунну Пророка (мир ему).«В День воскресения вас будут вызывать по вашим именам и именам ваших отцов, поэтому вашим появившимся на свет детям давайте красивые имена с хорошим смыслом», — велел наш любимый Пророк. Конечно же, история и культура народа влияет на выбор имени для ребенка. Люди издавна старались давать своим детям имена с хорошим значением, часто отдавая предпочтение именам героев прошлого. Если посмотрим, то можем заметить, что до прихода Ислама, в обществе времен джахилии, были популярны такие имена, как Мукатил (воин), Залим (тиран), Хальк (сотворенный) и т.п. А также имена, которые относились к идолам: Абдул-Узза, Абдул-Хаджар, Абдул-Кааба, то есть «раб идола по имени Узза, раб камня, раб Каабы».
Наш Пророк изменил эти имена, которые противоречили таухиду, сути Ислама. Имя Абдуль-Кааба ибн Ауфа он сделал Абдуррахманом. Когда у нашего Пророка родился внук Хасан, сначала отец ребенка хазрати Али хотел дать ему имя Хальк. Наш любимый Пророк возразил ему и сказал, что ребенка нужно назвать Хасаном.
«Хасан» означает «красота», «доброта». В Исламе нет такого установления, чтобы новорожденным давали только такие имена, которые упоминаются в Коране. Важно лишь то, чтобы имя имело красивый смысл, напоминало об Аллахе, содержало в себе такие прекрасные значения, как истина, справедливость, красота, добродетель. Можно также давать имена пророков, великих людей Ислама. Ислам призывает к прекрасному, и это касается также и имён.
Исходя из хадиса нашего Пророка: «Аллах прекрасен и любит прекрасное», нужно дать ребенку благозвучное имя с красивым значением, поскольку ему придется носить его также став взрослым, всю жизнь отзываться на это имя. Кроме того, имя воздействует на человека определенным образом. Поэтому надо быть внимательными при выборе имени для ребенка. Человек должен получить такое имя, при произнесении которого он не будет казаться чужим среди людей своего окружения, поскольку в именах отражается культура и вера. Имя сильно влияет на своего носителя и представляет собой один из факторов, формирующих человека.
Также наш Пророк менял имена с некрасивым значением. Например, имя девочки «Асия» он заменил на «Джамиля». Имя «Асия» означает «непокорная», а «Джамиля» — «прекрасная». Также имя мальчика «Аси» он поменял на «Мути’», то есть «покорный». Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был посланником истины, смотревшим взором милости и на предметы, на окружающий мир. Перемены в человеческих душах он начинал с окружающей их природы. Это например проявилось, когда он давал людям новые имена. Имя «Афияр», означающее «соленый», он заменил на «Хадияр», означающий «зеленый». Также имя «Бани Умувия» (сыновья бешеного) он заменил на «Бану Сания» (сыновья счастливого).
Одна из самых важных сунн нашего Пророка, ставшая показателем больших перемен в жизни человека и общества, — это изменение названия города Ясриб. После переселения из Мекки, наш Пророк переименовал этот город в Медину. Ясриб имеет отрицательный смысл “темнота, беспорядок”, а новое название Медина означает “светлый, лучезарный”. Сподвижнику по имени Фетих, который следил за освещением мечети, Пророк однажды сказал:
«Ты освещаешь нашу мечеть, пусть же Аллах освещает тебя», — и дал ему имя «Серрадж» — «освещающий»