29
Пт,
март

һижри

Аллах любит трудолюбивых

Разное
Объявление

Сильный верующий лучше, чем слабый верующий! Знающий верующий, руководствующийся своими знаниями, лучше того, кто поклоняется Аллаху без знаний! Богатый, щедро расходующий на добрые дела, лучше того, кто сам нуждается в помощи и не может прокормиться! Нет лучшего заработка, чем тот, который человек заработал своими руками. Кто трудится много и честно, чтобы не нуждаться в подаянии, поддерживать родственные связи и жертвовать на благие дела, тот словно сражается на пути Всевышнего.

В «Сунане» имама ал-Байхаки приводится хадис ‘Абдаллаха ибн ‘Умара о том, что однажды мимо группы мусульман энергично прошел мужчина. Он выглядел сильным, и люди сказали: «Вот если бы он был на пути Аллаха». Услышав эти слова, посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если он трудится, чтобы прокормить престарелых родителей, он на пути Аллаха, и если он трудится, чтобы прокормить малолетних детей, он на пути Аллаха, и если он трудится, чтобы обеспечить себя, он на пути Аллаха». Этот хадис приводится и в других источниках со слов других сподвижников.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не только удержал своих учеников от недостойных мыслей о ближнем, но и разъяснил им, что поклонение Аллаху не ограничивается молитвой, постом или милостыней. Трудиться для того, чтобы избавить от нужды себя и своих близких дозволенным путём, тоже относится к поклонению и приближает человека к Всевышнему.

Ислам порицает леность и беспричинное упование на Аллаха, побуждает трудиться и приносить пользу, приобретать новые знания и полезные навыки, не останавливаться на достигнутом и покорять новые вершины. Наш посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах любит, когда вы выполняете работу в совершенстве» (Абу Йа‘ла и Ибн ‘Асакир).

Верующего красят не только благонравие и набожность, но и трудолюбие, пунктуальность, мастеровитость, серьёзное и ответственное отношение к своей работе. Ведь если Аллах Всевышний любит работу, выполненную наилучшим образом, то Ему неугодна работа, выполненная небрежно, с изъянами и не вовремя. Он недоволен сильными и трудоспособными людьми, которые не хотят учиться и работать, а предпочитают слоняться без дела в ожидании подаяния. Он не оставляет старания Своих рабов без вознаграждения и облегчает пути к мирскому благополучию тем, кто усердно стремится к поставленной цели, испрашивая Его милость и поддержку.

Такими были Божьи посланники, которые не уклонялись от тяжёлого труда даже несмотря на то, что Всевышний возложил на них миссию обучения и призыва. Пророк Нух знал плотничье дело, что позволило ему смастерить ковчег. Пророк Муса, оказавшись в Мадйане, пас овец в течение восьми или десяти лет. Царь Давуд знал кузнечное дело и ковал кольчуги, а Йусуф прекрасно разбирался в государственных делах и занимал высокий пост в Египте. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в детстве пас овец, а в молодости занимался торговлей.

Человек, сделавший беспричинное упование своим ремеслом, а милостыню — своим заработком, не заслуживает уважения. Слова ‘Умара ибн ал-Хаттаба: «Если человек нравится мне, я спрашиваю, владеет ли он каким-нибудь ремеслом, и если нет, то он падает в моих глазах». ‘Абдуллах ибн ‘Умар не договаривался с невольниками о выкупе, если они не владели каким-нибудь ремеслом, и говорил: «Ты станешь кормить меня нечистотами людей» (ал-Байхаки). Он имел в виду, что если невольник не способен заработать деньги честным трудом, то для уплаты выкупа он станет собирать милостыню, а она сравнима с загрязнённой водой, потому что смывает людские грехи.

 

Духовно – просветительский портал «ummet.kz»

Поделиться: