21
Чт,
нояб

һижри

Личностная культура. Отвечать добром на людское зло.

Разное
Объявление

«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тот, с которым у тебя вражда, станет для тебя словно горячий друг» (Св. Коран, 41:34).

Зло, даже тогда, когда кажется сильным, на самом деле слабо. Так как по сути дела оно обречено на провал ещё с самого начала. Добро, благодетель и честность есть сама сила, которая завоевывает сердца. Когда добро и зло открыто сталкиваются лицом к лицу, мало найдётся таких людей, которые не станут одобрять добро и ненавидеть зло. Тем самым становится ясным, что добро и зло ни в коем случае не равны.

Простить злодеяние - это уже добродетель. Если простить и по-доброму отнестись, то сердце человека будет завоевано. Исключений настолько мало, что о них практически не приходится говорить.

«Но не будет это (свойство вершить добро в ответ на зло) даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей. А если тебя коснется наваждение от сатаны, то прибегай к защите Аллаха, ибо Он - Слышащий, Знающий». (Св. Коран, 41:35-36).

В ходе противостояния истины и лжи, когда верующие отвечают добром на зло, шайтан терзается мучениями. Он хочет, чтобы допустили малейшую ошибку, дабы обмануть тех, кто склоняется в сторону мусульман. Вплоть до того, что если, отвечая на беззаконие, мусульмане допустят хоть небольшой просчёт, это будет означать, что они “попали под влияние сатаны”. По этой причине мусульмане потеряют изрядное количество силы, так как они навлекут маленькую тень на свою абсолютную правдивость и дадут повод своим противникам. Нижеприведённый хадис прекрасно истолковывает данный аят:

Как-то раз один человек пришёл к Абу Бакру (р.а.) и в ходе общения постоянно оскорблял его. Посланник Аллаха тоже находился там. Человек продолжал оскорблять, а Абу Бакр (р.а.) слушал его и не отвечал. Тем временем Посланник Аллаха улыбался. Наконец Абу Бакр (р.а.) не выдержал и резко ответил человеку. Посланник Аллаха тут же изменился в лице и покинул то место. Абу Бакр (р.а.) поднялся за Пророком и спросил причину его ухода, на что Пророк ответил: «пока ты молчал, один из ангелов отвечал вместо тебя.

Но как только ты открыл рот, шайтан тут же подошёл к тебе. А я не могу находиться в одном месте с шайтаном».[1]

В другом аяте говорится:

«Оттолкни зло тем, что лучше. Мы лучше знаем то, что они приписывают. Скажи: “Господи! Я прибегаю к Тебе от наваждений дьяволов. Я прибегаю к Тебе, Господи, дабы они не приближались ко мне». (Св.Коран, 23:96-98)

Наряду с тем, что не надо обращать внимание на злодеяния, также нужно стараться как можно лучше ответить на дурной поступок.

«Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд. А если сатана станет наущать тебя, то прибеги к защите Аллаха, ведь Он - Слышащий, Знающий» (Св. Коран, 7:199-200).

Если появится какое-то внутреннее подозрение, отводящее в сторону от велений Аллаха и Его довольства, то приказывается прибегнуть к защите Аллаха. При любых обстоятельствах, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни, будь то в вопросах веры, молитв, дозволенного и недозволенного, как только он подвергается наущениям сатаны, он должен обратиться к Аллаху и попроситься под его защиту. Хоть на первый взгляд аят и обращается к Пророку, но на самом деле это обращение ко всем людям, слышащим его.

«Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от сатаны, то они поминают назидание и прозревают» (Св. Коран, 7:201).

Те, кто опасается противоречить Аллаху, т.е. люди богобоязненные, не ощущают себя в полной безопасности. Сатана также старается подействовать и на них. Однако они в курсе этого. Поэтому, поддавшись его призрачному и блеклому влиянию, их взор может временно поблекнуть, но не пройдёт много времени и они поймут, в чём дело, вспомнят о необходимости при- бегнуть к Аллаху, прозорливость вернется к ним, и они избавятся от ошибочных действий.

Обратите внимание на то, какое вознаграждение обещает Посланник Аллаха тому, кто, будучи правым, отказывается от спора:

«Я гарантирую дворец на окраине рая тому, кто, будучи правым, откажется от спора. Также я гарантирую дворец в середине рая тому, кто даже ради шутки откажется говорить ложь, и дворец на самом верху рая тому, кто обладает прекрасной моралью»[2].

 

1 То же, 49(4896,4897).

2 Тирмизи, Бирр, 73; Ахмад бин Ханбаль, Муснад, 5/323.

Из книги «Культура поведения в исламе»

Поделиться: