24
Ср,
апр

һижри

Сквернословие мутирует ДНК человека

Ислам и наука
Объявление

В наше время многие люди употребляют в своей речи нецензурную брань. Матерятся, независимо от социального и образовательного статуса – от рабочего до чиновника, матерятся везде – от детсада до госучреждении, матерятся по любому поводу – от радости до горя, матерятся просто так, без повода, маты вставляют в речь для «связки» слов (мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем!).

Как говорится, есть повод задуматься…

Группа учёных доказала, что заядлые матерщинники живут намного меньше…

Идут два подростка по людной улице и ведут обычную ничем не примечательную беседу. При этом некоторые слова (в количестве трёх-четырёх штук) с удивительным постоянством повторяются в речи юнцов. И с таким спокойствием они их произносят, будто бы это слова стандартные и принятые в обществе. Проходят ли мимо женщины, пожилые люди – всё одно, никто не смущает наших «героев» и не влияет на лексический состав их беседы. И ничего не менялось, пока один из прохожих – молодой человек – не сделал им замечание и не пристыдил, напомнив о том, что соблюдать правила приличия необходимо не только в действиях, но и в словах.

Сегодня, к великому сожалению, ненормативная лексика, или, как её иначе называют в народе, «мат», практически стала нормальным явлением среди молодёжи. И подростки, не понимая всей опасности своих действий, продолжают с завидным упорством это губительное занятие.

А зачем оно надо?

В восприятии некоторой части общества сквернословие является даже чем-то необходимым, без которого ну никак не обойтись. Специалисты выделяют следующие функции употребления мата в речи:

  • повышение эмоциональности речи (за отсутствием достаточного уровня словарного запаса говорящий стремится придать более ярко выраженную эмоциональную окраску словам);
  • снятие психологического напряжения (эмоциональная псевдо-разрядка);
  • снятие болевого шока (нередко мы становимся свидетелями, когда кто-то, ударившись ногой о какой-либо предмет, громко выкрикивает ругательство);
  • оскорбление, унижение адресата речи (одним словом – «обругать» собеседника);
  • демонстрация агрессии (пытается продемонстрировать уровень собственной разгневанности в той или иной ситуации);
  • демонстрация отсутствия страха (проистекает в качестве следствия неуверенности в себе и собственных силах);
  • демонстрация раскованности, независимости говорящего (попытка показать окружающим «да я расслаблен и ничуть не напрягаюсь»);
  • демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов (и снова отсутствие должного количества слов в запасе).

 

Причины

Причиной возникновения данной проблемы являются несколько факторов:

  1. Пример старших. Как говорится, лучший метод воспитания – это собственный пример. И если старшее поколение, а особенно если это отец, демонстрируют свои способности к сквернословию перед растущим человеком, то естественно, что в дальнейшем, предварительно намотав себе на ус, что «материться – это круто», этот растущий человек переймёт данную, если можно так назвать, вредную привычку.
  2. Круг общения. По словам многих молодых людей, от круга общения зависит многое в поведение того или иного индивида. Мол, испортился, потому что попал в «нехороший круг».
  3. Скудность словарного запаса. Это когда человек, не зная, каким подходящим словом назвать то или иное действие, охарактеризовать человека или выразить эмоциональное состояние, прибегает к помощи матерных слов.
  4. Масс-медиа. Сегодня на неокрепшие головы и несформировавшиеся личности молодёжи сливаются тонны грязи и мерзости. Огромное количество всевозможных сериалов, кинофильмов, ток-шоу и так далее, которые растлевают и обезображивают моральный облик растущего поколения.

 

Немного науки

Учёными доказано, что под воздействием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды выстраиваются в сложные структуры. Японский учёный Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать структуру кристаллов воды под микроскопом. Увиденное поразило учёного: под воздействием положительных слов структура кристаллов принимала удивительные красивые и гармоничные формы, а под воздействием ругательных слов кристаллы уродовались.

Учёные пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению.

Группа учёных доказала, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. Сквернословие вызывает процесс мутации в генах, разрывает хромосомы, разрушает спирали ДНК.

Ругательство влияет не только на того, кто сам произносит бранные слова, но и на окружающих, независимо от того, согласны слушающие с бранящимся или нет.

 

Отношение к слову и речи у наших предков

У казахов в золотой век их традиции (а это XIV-XVIII  вв. – эпоха мусульманской Золотой Орды и Казахского Султаната) существовал культ священного или мудрого слова (не зря было выражение «дуалы ауыз» — «священные уста»). В то время как предками был разработан речевой этикет со множеством  табу. Большинство членов общества были весьма ограничены в этом плане, можно сказать даже лишены права голоса (это касается молодежи и женщин). В духе сурового аристократизма и высокой религиозной культуры пресекались любые тенденции пустословия, сплетен, брани, хулы и пр.

Мужественный кочевник-мусульманин был человеком серьезным и немногословным, но в нужной ситуации – умеющим ценить мудрое слово,  показать и себя знатоком изящной словесности, нередко – вдохновленным поэтом-импровизатором. В целом наши батыры, акыны, были людьми  дела, а не слов.  Недаром в Степи любили афоризм «Мың үгіттен бір өнеге артық» (Один пример лучше ста назиданий).  

Если же случалось говорить, то темы разговоров номадов (исключительно мужского сообщества) были подобающими «золотого века» и примерно следующими. Прежде всего – это высшие истины о Боге, тонкостях духовных переживаний («аруақ») и мистических явлений суфизма, Шариғат (закон) и Шежіре (генеалогии), обычаи и кодекс чести предков, героический эпос и лироэпос, устная историология, антропологические и психологические стороны интегрального Степного Знания, распространение информаций касательно военного дела, стратегии и тактики войн, защиты этнической территории, сражений, оружия, коня; наконец, – обмен информацией на тему скотоводства,  кочевых маршрутов и пастбищ, тренировки лошадей, охоты, повадок диких животных, приручения беркутов и пр., метеорологических и космологических знаний, секретов ремесел, кузнечного дела, строительства колодцев и мазаров, деревообработки и изготовления юрт, народного целительства, особенностей флоры и фауны и т.д. Как видим, здесь совершенно нет места пустословию или злословию, также мелким «бабским разговорам» (казахи называли это «қатын өсек» и связывали такое именно с женской половиной общества, да и то – с глупыми ее представительницами).

Нормы этикета и воспитания наших предков были основаны на исламском адабе (отсюда каз. «әдеп» – правила поведения, этикет). В то время образцовый джигит говорил мало, умел слушать, много размышлять. Как и у всех народов мира, в народной педагогике казахов для воспитания джигитов и девушек использовались формулы «аз сөйлеп, көп тыңдау»  (мало говорить, много слушать), «қызға – қырык үйден тыйым, ұлға – отыз үйден тыйым» (дочерям – сорок запретов, сыновьям – тридцать запретов) и пр. Также казахи учили «Аузын баққан би болар»  («Кто контролирует и ограничивает уста, будет бием»). Помимо этого казахский народ хорошо знал ту закономерность, что для эффективности нужно не количество слов, а качество (сила, магия), а именно: чтобы говорящий был искренен и его слова исходили от сердца. Хакимы (мудрецы Востока) говорили: «То, что идет от сердца – идет к сердцу, а то, что исходит от языка – остается на уровне ушей (т.е. будет «в одно ухо влетать и в другое вылетать»).

 

Истинный мусульманин не сквернословит

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

Непристойное всегда чернит собой всё, к чему бы оно не примешивалось, а стыдливость всегда украшает.

хадис от Анаса,

св. хадисов Аль-Бухари, Ахмада, ат-Тирмизи и др.

Ещё Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил:

(Несвойственно) верующему ни порочить (людей), ни проклинать (их), ни совершать что-либо непристойное, ни сквернословить.

 хадис от  ‘Абдуллаха бин Мас’уда,

св. хадисов ат-Тирмизи (1977)

«Не проронит человек и единого слова, чтобы не записал его страж недремлющий» 

(сура «Каф», 18.)

«Это тот день, когда и язык и ноги будут свидетельствовать за содеянное ими» 

(сура «Нур», аят 24).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Рай является запретным для того, кто сквернословит» (Абу Дауд).

«Язык верующего находится за сердцем (имеется в виду, что он не говорит, пока не подумает), язык же неверного (мунафика) находится перед сердцем» (хадис передан Харити).

«У раба не исправляется характер до тех пор пока не исправится вера, так же, как не исправляется сердце, пока не исправится язык» ( Тирмизи)

Многие сквернословят, даже порой не считая, что совершают нечто плохое; о таких Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, человек может сказать всего одно слово, не видя в нём ничего плохого, из-за которого он будет в течение семидесяти осеней падать в Огне”

хадис от Абу Хурайры,

св. хадисов Аль-Бухари, Муслима, Ахмада, ат-Тирмизи и др.

Думаем, сказаного достаточно чтобы любому мусульманину или мусульманке, у которой есть немного совести, никогда в жизни не произносить скверных слов и выражений.

 

Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Ummet.kz

Поделиться: