Во власти любого человека изменить самого себя, свой характер, привычки и способы реагирования на те или иные события. Заявляя о том, что «у меня такой характер и все должны воспринимать меня таким, каким я есть», человек сам себе перекрывает путь к самосовершенствованию.
Характер человека начинает формироваться с рождения, когда ребенок перенимает отношение к окружающему миру от своих родителей и всех, кто рядом. Легко исправить характер, пока молод. Чем старше становится человек, тем сложнее он поддается изменению. Вместе с тем, если захотеть, то можно измениться в любом возрасте. Суть нашей религии в том, чтобы изменить человека, сделать его лучше. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил:
«Я был послан лишь для того, чтобы усовершенствовать нравственность»
Его жизнь для всех нас пример.
Исламом было перевоспитано огромное количество взрослых людей – сподвижников Пророка (мир ему и благословение). Это происходило постепенно и благодаря усиленному поклонению, желанию меняться и послушанию Всевышнему Аллаху и Его Посланнику. Пророк Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Знание обретается через обучение, а терпение – через выдержку. Кто ищет благое, тот получит его, а кто отдаляется от греховного, тот убережет себя от него».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также сказал:
«Того, кто станет стремиться к воздержанности, Аллах приведет к воздержанности. Того, кто станет пытаться обходиться без других, Аллах избавит от необходимости обращаться к ним, а тому, кто станет проявлять выдержку, Аллах внушит терпение…» (Бухари, Муслим).
Главное начать принимать меры по исправлению себя.
Первый шаг – проанализировать свой характер и выявить его плюсы и минусы.
Черты характера классифицируются по отношению к различным аспектам жизни.
Отношение к другим людям: грубость, правдивость, тактичность, лживость, замкнутость, общительность, дружелюбие.
Отношение к делу: добросовестность, ответственность, трудолюбие, леность.
Отношение к себе: самовлюбленность, самокритичность, скромность, гордость, самоуверенность.
Отношение к собственности: жадность, бережливость, щедрость, расточительность, неряшливость, аккуратность.
Часто можно услышать, как человек признается себе и иногда перед другими в своих слабых сторонах. Один человек говорит, что ленив, но хотел бы это исправить. Другой признается, что труслив, но хотел бы быть смелее. Третий признается, что слишком эмоционален и хотел бы научиться контролировать эмоции. Четвертый говорит, что слишком вспыльчивый, но желает стать кротким. Каждый человек знает свои слабые стороны и может никогда не измениться, если только не будет усердно и долго работать, пока новые черты не станут частью его характера.
Когда человек учится кататься на велосипеде, первое время ему сложно сохранять равновесие, но постепенно он научится сохранять его и будет делать те или иные движения, не задумываясь о том, как бы не упасть. То же самое происходит каждый раз, когда человек учится чему-то новому: водит автомобиль, учит новый язык и осваивает новую профессию. Во всех случаях наступает момент, когда дело доходит до автоматизма. А это второй шаг – сделать положительные качества своей привычкой.
«Для того чтобы то или иное качество стало частью характера, нужно постоянно использовать его. Со временем приходит понимание необходимости порядка и организации во всех делах, поэтому человек осознает, что для закрепления качества он должен настойчиво применять его в подходящих ситуациях».
Наша душа привыкает к тому, чему мы ее учим. Мало лишь наличия намерения, необходимо увеличивать веру, которая влияет на поведение человека. Кто-то может часто говорить о том, что хочет меняться, но, когда дело доходит до практики, видно, что человек поступает так, как привык, а не так, как нужно.
Имам Абу Хамид аль-Газали сказал:
«Хорошие черты характера приобретаются, упражняясь. Вначале требуется приложить усилие, чтобы в конце выполнить их естественно. Это удивительное взаимодействие сердца и тела».
Например, когда человек учится каллиграфии, то он долго повторяет за учителем и постоянно практикует, пока не наработает естественный красивый почерк. Если человек хочет воспитать в себе смирение, скромность, щедрость, терпение, необходимо проявлять их, пока они не станут частью характера.
Третий шаг – стимул или мотивация к изменению.
Мотивацией для мусульманина служит вера в Аллаха. Если она присутствует в сердце и усиливается, то стимулирует человека совершать добро. То есть, сначала идет вера, а за ней сразу действие. Ярким примером этому служит хадис, который передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах):
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, хорошо принимает своего гостя, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний день, говорит благое или молчит».
В Коране также содержатся напоминания о том, что вера является мотивирующей силой для совершения благих деяний. Всевышний Аллах говорит:
«Таково назидание тому из вас, кто верует в Аллаха и в последний день»(Коран, 2:232).
Именно в мединских сурах, после того как мусульмане окрепли в своей вере, Всевышний Аллах призывал верующих отказаться от дурных качеств, хорошо относиться к окружающим: как к родственникам, так и чужим людям — установил братские отношения между верующими, определив границы прав и свобод друг перед другом. В этих сурах Всевышний часто обращается к мусульманам: «О те, кто уверовал!». То есть вера вошла и укрепилась в сердцах, а значит, и человек готов меняться.
Всевышний говорит:
«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками» (Коран, 49:11).
Господь также говорит:
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов»(Коран, 4:36).
Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословление) обращался ко Всевышнему с таким дуа:
«О Аллах, наставь меня к наилучшему нраву, воистину, к наилучшим нравам наставляешь только Ты».
Людям, которые желают изменить свой нрав к лучшему, желательно почаще обращаться ко Всевышнему, ибо именно Он способен повернуть наши сердца, изменить человека. Пусть Всевышний Аллах поможет усовершенствовать наш нрав.
Автор: Мухаммад Мамутов