Как алкоголь, свинина, текущая кровь и использование идолов считаются харамом по шариату, [1] так и торговля ими не является халяль.
Если бы не мусульманину разрешено было продавать товар, который является харамом, то Пророк (да будет доволен им Аллах и да приветствует) разрешил бы их продажу и использование. Пророк (да будет доволен им Аллах и да приветствует) сказал: «Если Аллах запретил какой-либо общине употреблять в пищу кое-что из еды, то он запретил и торговлю им» [2].
Поэтому по мнению ученых фикха, неправильно для мусульманина продавать харамный товар такому же мусульманину или не мусульманину. Потому что торговля – это двухстороннее соглашение. Вердикт не меняется от того, что использование товара для кого-то дозволено, а для кого-то нет. Для мусульманина законность (разрешение по шариату) торговли связано с тем, является ли товар халяльным или нет [3].
Когда Пророк (да будет доволен им Аллах и да приветствует) утвердил харамом для сахабов какую-то вещь, он предупреждал не использовать и с не мусульманами эти вещи в торговле.
Пророк (да будет доволен им Аллах и да приветствует) сказал: «Поистине, Аллах сделал запретным алкоголь, мертвечину, свинину и идолов». Тогда они спросили: «О, Посланник Аллаха! Что вы скажете о жире мертвого скота? Потому что им обмазывают корабли, смазывают кожу, люди используют его чтобы зажечь лампу». Он (да будет доволен им Аллах и да приветствует) ответил: «Нет, нельзя, это – харам» [4].
Еще в одном хадисе приводится: «Когда один человек подарил Посланнику Аллаха в качестве подарка алкоголь, он сказал: «Знаешь ли ты что это харам?». Тот человек ответил «нет» и прошептал что-то другому. Тогда Посланник Аллаха (да будет доволен им Аллах и да приветствует) спросил: «Что ты ему сказал?». Тот ответил, что поручил продать товар. И тогда Пророк (да будет доволен им Аллах и да приветствует) сказал: «Аллах запретил продажу спиртного напитка точно так же, как и запретил его употребление» [5].
ФЕТВА
Ислам запрещает торговаться харамным товаром как с мусульманином, так и с не мусульманином. Прибыль от такой торговли считается харамным.
[1] Сура «Маида», 3-аят, сура «Анам», 145-аят, Муснад Ахмад ибн Ханбаль, 22/378.
[2] Сунан Абу Даут, Раздел торговли, 66-стр.
[3] «Аль-мухит аль-бурһани», Ибн Мазаһ, 6/349.
[4] Сахих Бухари, Раздел торговли, 112-стр.
[5] Сахих Муслим, Раздел Мусакат, 12-стр.
Отдел фетв ДУМК