22
Вс, сен

һижри

"И держу я камчу в руках ..."

Мудрость народной традиции
Объявление

В культурно-бытовом укладе казахского народа камча (плетка) занимала особое место. Камча – произведение искусства, вещь, придающая силу, неотъемлемый аксессуар жигита и девушки, подарок. К сожалению, немногие знают, что камчой не только погонщики пользовались, она была также инструментом дисциплины.

Жигит с камчой в руках выглядел настоящим мужчиной. Множество песен сложено народом о камче.

        В руках держу камчу шестивитковую,

        Не желаю красавицу видеть иную.

        Поймешь меня, взглянув в глаза,

        Не сравнить с плохим жигитим меня!

Так пели жигиты своим возлюбленным.

Камча плетется из обработанной шкуры крупного рогатого скота. В каждом ауле были шорники, которые с особым мастерством и вкусом умело плели божы – вожжи, нокта – подуздки, шидер, тусамыс – путы, шыбырткы (бишик) – кнуты. Плетение было не простым, а плотным, накрученным, граненым. Камчи плели из 3-40 шнуров. С увеличением количества шнуров плетение было толще и сложнее, а отсюда менялись и названия камчи. Об этом рассказывают шорники Жагда Бабалыков и Акселеу Сейдимбек. Плетка для лошади называлась камшы, камча средней величины – дыр камшы, большая плетка – дойыр камшы, длинная плетка – дуре камшы, узын камшы, короткая плетка – шолак камшы, плетка в полоску – ала камшы, толстая плетка – билеу камшы, плетка с оплетенным кнутовищем – муйиз сапты камшы, камча, обладающая сверхъестественным возможностями (букв. святая) – киели, касиетти камшы, плетка с кнутовищем из таволги – тобылгы сапты камшы, плетка с бахромой – шашакты камшы, для ребенка – бала камшы, комбинированная – курау камшы, кнут – шыбырткы камшы. Мастера украшали камчу серебрянными и медными пластинами.

Камча состоит из нескольких частей, которые имеют свои названия. Например: орим – плетение, сап – кнутовище, бас – начало плетки, дум – приклад, алакан (букв. ладонь) – соединение кнута с кнутовищем, булдирге – петля у кнутовища, орам – обмотка, бауыр – тыльная сторона, шашак – бахрома, озек – стержень, туйни – завязка, туйнек – кисть и др.

Название камчи зависит и от формы плетения: торт таспа – четырехвитковая, жиырма таспа  - двадцативитковая, отыз таспа – тридцативитковая и т.д.

        Шестивитковую в руках держу камчу,

        Словами проникну в душу твою,

        Взвесив тогда каждое слово мое,

        Поймешь, что кроется в душе у меня... –

так пели жигиты своим возлюбленным.

  У камчи две основные части: плетение и кнутовище. Для кнутовища использовали таволгу, голень сайгака, рога горного козла. Особенно ценился голенной сустав, инкрустированный металлом, кожей, бахромой. Мастера умело соединяли плетенную часть с кнутовищем, хотя это было очень сложно.

Таволгу брали, как правило, гранатового цвета. Ее высушивали, выравнивали и смазывали жиром. Красивая камча жигита – предмет его гордости. В устном народном творчестве камчу воспевали, примерно так:

        Не везде растет таволга для камчи.

        Красота присуща только для луны.

        Как увидишь – глаз не отвести.

        Век ищи – такого не найти.

Части камчи клепались между собой медными, бронзовыми гвоздями или крепко завязывались в узел. Такой способ крепления называется бунактау.

Мастера уделяли огромное внимание кнутовищу, обматывали его высушенными, выделанными полосками шкуры или тонкой медью, инкрустировали металлическими пластинами. Место соединения плетеной части и кнутовища (шежемей) украшали бахромой из кожи.

Камчу всегда держат в правой руке. Чтобы камчу было удобно держать, к ней обычно прикрепляют шнурок – булдирги. С красивой камчой сидящий на лошади человек выглядел внушительнее.

Камча превращалась в грозное оружие, если в нее вставляли металлический стержень, а в самый кончик – кусочек литого металла. Удар такой камчой едва выдерживали верблюды и быки. У близкого родственника Ахмета         Байтурсынова Толебай-батыра при себе всегда была такая камча.

        Дырау камшы держу при себе

        С орнаментом на кнутовище.

        Воинственный вид придает она батыру.

        Не проиграю я с ней никому.

Бузау тис (букв. бузау – теленок, тис – зубы) – одна из разновидностей камчи с кнутовищем из таволги. Ее также использовали в качестве оружия.

Камча – неотъемлемая часть облика казаха. Его трудно было представить без лошади и без камчи. В традициях и обрядах  были свои правила использования камчи. Когда просили слова для выступления, бросали камчу на середину. Пеший человек держал камчу, сложив ее вдвое. Держать камчу не сложенной – знак враждебности.

У казахов существовала национальная спортивная игра камшы ойыны. Среди прочего широко распространилось искусство камшыгерлик (здесь: умение пользоваться камчой). Рассечь надвое растянутую шкуру крупного рогатого скота одним ударом камчи, обороняться от врагов и волков умел каждый.

В богатом словарном запасе казахского языка есть следующее слова и выражения: камшыдай каткан (о человеке: жесткий как камча), озин ози камшылады (сам себя подстегивающий, усердный), камшы жумсады (вместо слова «избил» говорят, что исхлестал), камшы уйирди (вместо слова «угроза», говорят «угроза камчой»), камшысынан как соргалаган (про жестокого говорят, что кровь сочится из его плетки), камшы алып беруге жарамайтын (про неприспособленных говорят: не может даже плеть подать), камшы салдырмайтын мал (про быстроногую лошадь говорят: лошадь, которой камча не требуется).

Камча служила также и единицей измерения: камшы сабындай (длиной в рукоять камчи) – небольшая длина; камшы жетер жерде (на длину камчи) – близкое расстояние.

 

Сейіт Кенжеахметұлы.

«Қазақтың салт-дәстүрлері мен әдет-ғұрыптары» кітабынан

 

  

Поделиться: