Охота с беркутом на различных зверей, его ловля и тренировка были у казахов одним из широко распространенных и любимых занятий. Конечно, казахи с успехом приручали не только беркута, но и многих других хищных птиц. И все же охота с беркутом занимала в их жизни особое место.
Беркута от других ловчих птиц отличали большой ум и сметливость, с одной стороны, и яростная отвага, не обузданная сила, с другой. Он отличался особой зоркостью и проницательностью взгляда.
В зависимости от места обнаружения и поимки, казахские құсбегі (опытный охотник с ловчими птицами) подразделяли беркутов на «горных», «степных» и «низменных» (от слов низменность) птиц.
Горных беркутов отличает массивность туловища, широкие плечи и широко раставленные ноги, выпуклая спина, густая и обильная растительность на шее и ногах. Беркуты разных регионов отличаются друг от друга также спецификой окраски. Например, степные птицы имеют, в основном, темный цвет, на фоне которого более светлые места выделяются наиболее отчетливо, особенно бросается в глаза светлый тон плеч и хвостового оперенья.Низменная же или равнинная птица отличается небольшим по своим размерам, но хорошо сбитым телом. Перья у нее лежат аккуратно и гладко. Возможно, небольшая по сравнению с горными или степными беркутами величина птицы вызвана удобством для обитания в лесистых или лесостепных зонах.
Существует множество способов отлова степных беркутов. Это и ловля особым образом раставленными сетями или путами, и неожиданная поимка беркута после того, как его каким-либо образом досыта откормили, и захват в результате стравливания беркутов друг с другом, и вылавливание птенцов непосредственно из гнезд.
Взятие птенцов из гнезд требует от охотника большого умения, труда и терпения. Для этого внимательно исследуют расположение гнезда, время прилета беркутов к гнезду, точные места их частого приземления, используя при этом сети, путы, капканы с войлочными прокладками на зажимах и многие другие приспособления.
Весьма трудным делом является приручение беркута. Не каждому по плечу дрессировка взрослого беркута, пойманного сетью или каким-либо другим способом. Успокоить или смирить такого беркута, не одевая ему томаға (специальный кожаный колпачок, надеваемый на голову хищной птице), практически невозможно. Да и с томаға на голове беркут порой по нескольку дней упорно сопротивляется и противится выучке. В таком случае, надев ему на голову томаға, его сажают на специальные качельки называемые ырғақ (подвешенная за оба конца круглая палка), и не дают заснуть беркуту таким образом в течение двух, трех, ато и более дней. Все это время құсбегі должен находиться рядом. Птица должна постоянно чувствовать его присутствие, ласковые приговаривания, слова, которыми он успокаивает ее, мягкие касания его рук и вообще самое дружелюбное его участие. Например, балуя, казахские құсбегі приговаривали «бопым-бопым», призывая говорили, «па-па» или «кеу-кеу».
Уставшая от голода и недосыпания птица постепенно как будто смиряется с тем, что рядом с нею постоянно находится человек. Она внимательно прислушивается к его словам, терпит его поглаживания. В этот момент особенно важно добиться того, чтобы беркут принял еду из рук человека. Причем нужно учитывать, что несмотря ни на какие обстоятельства, беркут ни в коем случае не возьмет еды по своей собственной инициативе. Нужно, улучив необходимый момент, быстро и уверенно вложить ему в клюв кусок мяса обильно посыпанный сахаром. И, если это удасться сделать, можно считать, что самое трудное в приручении хищной птицы уже позади.
Беркут должен хорошо усвоить, что хозяин никогда не сделает ему зла. Правильно выученный, выдрессированный беркут, даже находясь среди шумной толпы людей с томаға на голове, закрывающей глаза, узнав издалека голос своего владельца, издает ликующий призывный клекот. Хорошо обученный беркут становится верным другом человека, привыкает к его коню.
На первом этапе дрессировки птицу обычно выпускают, привязав ее за лапу к длинной, тонкой веревке, что называется у специалистов по ловчим шырға тарту. Долгие тренировки укрепляют мышцы птицы, подготавливают ее к продолжительным полетам.
Следующий этап выучки – далбайға үйрету «приручение к приманке», когда птицу учат брать корм с поверхности специального чучела (чаще всего - это чучело лисицы). Причем пищу (как правило, мясо) помещали только на голове или внутри ее, высунув кусочки мяса из глазных отверстий.Это приручало беркута набрасываться вначале на голову зверя, выклевывать ему глаза. После того, как птица хорошо все это усвоит, ее начинали учить «добывать» себе пищу с поверхности движущегося по земле чучела. Затем, сдернув с головы беркута томаға, его пускали на чучело, которое волокли по земле, с коня и т.д. как только беркут приземлялся на чучело, движение последнего сразу же прекращали. Дав птице несколько раз клюнуть лакомые кусочки, припрятанные в чучеле, всю процедуру повторяли снова и снова.
Как известно, беркуты нападают на свою жертву тремя способами: одни падают сверху камнем, буквально вонзаясь в нее когтями и клювом; другие летят низко над землей и как бы стремительно нагоняют свою цель сзади; третьи, поддевают, подцепляют сверху свою жертву, объединяя тем самым в одно два вышеприведенных способа. Лучше всего приучать беркута к третьему способу. Пикирующий сверху беркут не застрахован от промашки, в случае которой он может пораниться от удара об землю. Стелющийся вследствие инерционной силы может сорвать себе задний опорный палец, не в силах резко затормозить иначе как зацепившись этим пальцем.
После репетиции с чучелом и перед тем, как пускать беркута в настоящее дело, желательно поднатаскать птицу в нападении на живую лисицу в наморднике и со спутанными ногами. На языке охотников с ловчими птицами этот способ обозначается термином тірілету, что означает приблизительно нечто типа «активизировать, делать более агрессивным».
Подготовку ловчих птиц к охоте начинают обычно где-то с мая, июня месяцев. Вначале птицу готовят к периоду линьки, откармливая ее свежим сочным мясом и другими высококалорийными питательными продуктами. Этот период называют қызылға отырғызу – «сажать на мясо» (букв.: на красное) или түлету – (букв.»провести линьку»). Если правильно смотреть за птицей в это время, она быстро оправляется после линьки – перья и пух ее аккуратно разглаживаются по всему телу ровным и плотным покровом. После линьки молодой беркут набирает в весе, оперенье его укрепляется. Затем его начинают усиленно тренировать в полетах на длинной тонкой привязи – шырғаға тартады, в результате чего он сбрасывает лишний вес, развивает свои мышцы.
Хорошо подготовленные беркуты могут брать лис, корсаков и зайцев, а некоторые умело «расправляются» с волками, сайгаками, архарами.
Самка беркута весит в среднем пять, пять с половиной киллограммов, самец чуть меньше – четыре, четыре с половиной. Размах крыльев беркута доходит по длине до двух, двух с половиной метров. Самки беркута обычно сильнее, массивней и яростней самцов в схватке.
В практике оценки достоинств птицы у казахов было также определение ширины ее груди. Так, например, если охват груди беркута превышает девять-десять тұтам’ов (тұтам – мера длины, равная ширине сжатого кулака или ладони, приблизительно в два раза меньше пяди), последнее свидетельствует об его выдающихся качествах. «Балуан екен!» («Ну и богатырь! Настоящий богатырь!») – говорят о таком беркуте.
Наука свидетельствует о том, что беркуты живут 100-150 лет. Казахи же считают старым беркута в 15-20 лет.
Материал из книги
А.Сейдимбекова «Поющие купола»