Наука психология утверждает о пользе рассмотрения периодов воспитания ребенка с физиологической, психологической точки зрения и развития разума ребенка. Потому что в ходе развития ребенка каждый период описывается в зависимости от его действий, общения с окружающими, уровня умственного развития и определенных физиологических особенностей.
В связи с этим, если одна группа ученых-психологов период развития рассматривает, разделив его на «младенчество, детство, дошкольный возраст, возраст начальной школы», то другая группа ученых сочла, что периоды развития лучше разделить на «раннее младен- чество, младенчество, более взрослый период, старший возраст». Это помогает выявить особенности каждого периода развития. Наряду с этим, разделение детей по возрастным критериям помогает лучше узнать их с фи- зиологической и психологической точки зрения. Родители смогут полностью и детально понять дитя лишь в том случае, если как солнце, излучив свой свет и тепло, они смогут осветить внутренний мир ребенка. И только тогда будут понятны все слабые стороны юного дарования и своевременно проведена определенная работа.
И наш пророк (с.а.с.) наставлял нас «Считаться с уровнем каждого»33. Лишь верно определив уровень ребенка, можно установить метод воспитания. А ребенок - это загадочный мир. Окунувшись в этот загадочный мир, становится легче упорядочить то, чему следует научить его. Если учить ребенка на свойственном ему уровне, то с малого возраста у него сформируется способность к правильному мышлению. А если, напротив, не учитывая его мысли и логику, принуждать его учить то, что пришло в голову или то, что приходится по нраву нам, будет означать, что мы собственными руками разрушаем будущее своего ребенка. Поэтому с самого рождения следует знать внутренний мир своего чадо.
Прежде мы уже объясняли значимость разделения периодов воспитания на категории по возрастным осо- бенностям ребенка. Поэтому мы, учитывая сведения и данные, взятые из аятов Корана и хадисов, а также трудов исламских ученых относительно воспитания детей, посчитали более верным разделить воспитание ребенка на следующие группы:
Младенческий возраст: от 0 до 2 лет
Детство: от 2 до 6 лет
«Тамииз» (способность ребенка различать добро и зло): от 7 до 9 лет
«Мурахик» (пубертатный или подростковый пери- од): от 10 до 15 лет.
33 Абу Дауд, Адаб, 22.
Из книги «Воспитание детей в исламе»