18
Сенбі,
Мамыр

һижри

КРАСНОРЕЧИЕ ПРОРОКА (да благословит его Аллах и приветствует)

История пророка (с.а.с)

Красноречие, лаконичность речи Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) считается одним из ярких доказательств его величия и пророчества. Он был обладателем ясной и правильной речи, великой мудрости и правдивого слова, незабываемых чудес.

 Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Мне дарована краткая, но содержательная речь» (Муслим, ат-Тирмизи). Также он сказал: «Я самый красноречивый из арабов». Это было сказано не по причине гордости, а лишь для уведомления. Как же ему не быть самым красноречивым, ведь он последний из пророков, на его сердце ниспосылался священный Коран, он был воспитан Господом Миров, он родился и вырос среди красноречивых арабов.

Учёные и писатели состязались в описании красноречия Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Абу Усман ал-Джахиз (один из самых выдающихся писателей средневековой арабской литературы, ум. в 869 г.) в книге «Ал-байан ва-т-табйин («Ясность и разъяснение») писал: «Его речь отличалась малым количеством букв, но огромным смыслом, она была высоким искусством, чиста и непринуждённа. Он был таким, как сказал Всевышний (смысл): «Скажи [о Мухаммад]: "Я не требую у вас за это никакого вознаграждения, и я не из тех, кто сочиняет Коран от себя"» («тафсируль Джалалайн», сура «Сад», аят 86). Он порицал напыщенное ораторство, сторонился разглагольствующих людей. Говорил доступно и кратко. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не говорил о странных вещах, не использовал базарную ругань. Излагал только мудрости. Его речь была окружена непорочностью и притягивала сердца, сочетала в себе величественность и мягкость. Была краткой и лёгкой для понимания, не нуждающейся в повторных объяснениях, в ней не было лишних слов. Он не ошибался в речи, она была наполнена неопровержимыми доводами. Его речь была неоспорима, даже длинные речи спорщиков он останавливал краткой доходчивой для них речью, используя в ответах только правду. Стремился к торжеству истины и не пытался при этом воспользоваться своим очарованием, не уклонялся от ответов. Не злословил и никого не хулил. Его речь не была поспешной или медлительной, не была пустой или давящей на людей. Люди не слышали речей более полезных, чем его речь. Его речь была упорядоченной, прекрасной, почтительной, доходчивой, лёгкой, красноречивой, многогранной».

Аль-Кази ‘Ияз сказал: «Что касается красноречия и дара слова, то Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) занимает самое высокое положение, его речь имела неизвестную для человека мягкость, она была непревзойдённо искусной, лаконичной, выразительной, здравой, наполненной смысла и мудрости, непринуждённой. Он знал диалекты арабов. С каждым племенем он разговаривал на их диалекте, не уступая им в знании и красноречии, и даже сподвижники обращались к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) с просьбой растолковать те или иные слова данного племени.

Всевышний одарил Своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) силой, ясностью, величием и красотой речи. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) получал откровения, наполненные знаниями, которые не подвластны человеку. Речь его была подобна жемчужным бусинкам, нанизанным на ожерелье. 

Египетский литератор Мустафа Садик ар-Рафи (1880–1937) пишет, что пророческая речь была уникальна и естественна. С точки зрения языка слова имели свою направленность, касались темы и имели стройную конструкцию предложений, части предложения соответствовали друг другу. Само предложение было насыщенным, ясно прослеживалась связь смысла со словами. Каждая буква произносилась без волнения. Каждое слово соответствовало смыслу, не противореча ему, и являлось самым подходящим. С точки зрения ясности изложения предложения были многозначительными, обстоятельно разложенными, имели явные границы, прекрасное описание, вбирали в себя смысл, имели удивительные указания и были необыкновенно ясны. Речь не была отталкивающей и двоякой, не была беспомощной, он говорил без волнения, не допуская пустословия. Прибавьте к этому величие смысла. В его речи объединились тайны языка, ясность и мудрость. Для умного человека достаточно и намёка.

Бөлісу: